Добро пожаловать в раздел "МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА"

Здесь вы сможете познакомиться с моими разработками уроков и внеклассных мероприятий. Также в разделе представлены мои публикации, КИМы.

 

Методические рекомендации по составлению сложного плана

 

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

 

 

 

v   представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему;

 

 

 

v   разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;

 

 

 

v   озаглавьте каждую часть;

 

 

 

v   в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

 

 

 

v   проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

 

 

 

v   в случае необходимости внесите корректировки;

 

 

 

v   помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

 

 

 

v   в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

 

 

 

 

 

Алгоритм составления сложного плана

 

I.     Понятие, сущность…

 

 

 

II.   Характерные черты, основные принципы…

 

 

 

III.          Специфические признаки…

 

 

 

IV.          Важнейшие задачи, основные функции…

 

 

 

V.     Формы, типы, виды, классификации…

 

 

 

VI.          Структура…

 

 

 

VII.       Основные этапы, стадии развития…

 

 

 

VIII.     Особенности развития…

 

 

 

IX.          Тенденции развития в современном мире, в РФ

 

 

 

X.      Значение… в развитии общества, личности

 

 

 

 

 

Примеры составления сложного плана

 

Тема: «Биологическое и социальное в человеке»

 

 

 

I.     Наиболее распространённые теории происхождения человека:

 

а) религиозная

 

б) палеовизита (космическая)

 

в) эволюционная теория Ч.Дарвина

 

г) трудовая теория Ф.Энгельса

 

 

 

II.   Основные подходы учёных к определению понятию «человек».

 

 

 

III.          Биосоциальная природа человека:

 

а) человек – часть природы

 

б) человек – существо общественное

 

 

 

IV.           Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

 

 

 

 

 

Тема: «Деятельность человека в её многообразии»

 

 

 

I.   Деятельность как способ человеческого бытия.

 

II. Специфические особенности человеческой деятельности.

 

III. Структура деятельности.

 

а) субъект

 

б) объект

 

в) цель

 

г) средства

 

д) результат

 

IV. Мотивы деятельности.

 

V. Два основных типа деятельности:

 

а) практическая деятельность

 

б) духовная деятельность

 

VI. Ведущие виды деятельности в жизни человека:

 

а) игра

 

б) учение

 

в) труд

 

г) общение

 

VII. Значение деятельности в жизни человека.

 

 

Алгоритм написания эссе

 

 

 

Слово «эссе» произошло от латинского eхagium  (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трёхтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты».

 

 

 

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

 

а) интересна вам;

 

б) вы чётко  понимаете смысл этого высказывания;

 

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

 

г) вы знаете теоретический материал по теме (знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования  личной позиции на теоретическом уровне);

 

д) можете выразить собственное мнение  (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его).

 

 

 

Определите главную мысль высказывания (о чём оно?), для этого воспользуйтесь приёмом перифраза (скажите то  же самое, но своими совами). Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберёте аргументы и «за» и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.  Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Возможный вариант плана эссе

 

 

 

  1. Цитата.

  2. Проблема поднятая автором, её актуальность.

  3. Смысл высказывания.

  4. Собственная точка зрения.

  5. Аргументация на теоретическом уровне.

  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

  7. Вывод. Можно указать актуальность проблемы (темы) в современных условиях.

     

     

     

     

    Можно использовать фразы-клише.

     

     

     

 

1. Цитата.

 

2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность. Определение главной идеи цитаты.

-Автор считает, что…

-По мнению автора…

-В данной цитате утверждается, что…

-Данное высказывание связано с проблемой политики (власти, др.)

-Эта проблема важна (актуальна на сегодняшний день) для меня (для моей страны, для молодёжи, для всего человечества…)

3. Смысл высказывания.  (Раскрытие смысла высказывания)

-Смысл данного высказывания состоит в том, что…

-Автор обращает наше внимание на то, что…

-Автор убеждён в том, что…

-Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

-Автор афоризма имеет в виду…

-Автор высказывания поднимает проблему…

-Автор подразумевает (имеет в виду)…

4. Собственная точка зрения. Определение своего отношения к идее автора.  (Позиция автора, отношение к проблеме).

-Я согласен с автором в том, что…

-Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…

-Автор был прав, утверждая, что…

-На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)

-Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…

-Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с… не могу согласиться

-А не задумывались ли вы над тем, что…?

-Я считаю, что автор глубоко заблуждается

-Мысль, безусловно, интересная, но существуют такие обстоятельства, как…

-Я согласен с данным мнением…

-Я не разделяю подобную точку зрения…

-Нельзя не согласиться с мнением автора

-Удивляет нестандартный подход к проблеме

-Эта фраза заставляет задуматься над…

-Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

-Все данные современной науки говорят об обратном…

-Эта идея нашла абсолютное подтверждение в общественной практике

-Если допустить, что автор прав и данное обстоятельство действительно значимо, то…

-Допустив хоть на минуту, что автор не прав, мы приходим к …

 

 

5. 6. Основная часть. Аргументация.

-Существует несколько подходов к данной проблеме…

-Посмотрим на проблему с другой стороны

- Во-первых, во-вторых, в-третьих…

-Рассмотрим несколько подходов

-Например

-Проиллюстрируем это положение

следующим примером…

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1.    Теоретический уровень – его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия,  направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).

2.    Эмпирический уровень – здесь возможны два варианта:

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

 

 7. Вывод. (Заключение)

-В качестве выводов следует указать на то, что…

-Таким образом, мы неизбежно приходим к …

-Исходя  из вышесказанного…

-Подводя итог размышлениям…

-Таким образом…

-Итак…

-Подведём общий итог рассуждению

-Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания

-Вот почему я согласен с мнением автора

-Резюмируя сказанное, следует отметить…

-Таким образом, можно сделать вывод…

-Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

 

 

 

 

 

Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС- формулой:

 

П – положение (утверждение) – Я считаю, что…

 

О – объяснение – Потому что

 

П – пример, иллюстрация – Например,…

 

С – суждение (итоговое) – Таким образом …                   

 

 

 

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него:

 

 

 

  • краткой информацией  об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ» и др.);

  • описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению;

  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

    Текст эссе  желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.

     

    Некоторые типичные ошибки, которые  допускаются на различных этапах написания эссе:

     

 

  • непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата;

  • неумение сформулировать проблему связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по обществознанию;

  • неумение сформулировать мысль автора высказывания;

  • подмена проблемы высказывания авторской позицией;

  • отсутствие аргументов;

  • довод лишь повторяет высказывание;

  • ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значение рассматриваемого понятия, подмена понятий;

  • ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт;

  • некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета;

  • неверное выстраивание ответа, непонимание сущности понятий, требующих раскрытия темы;

  • аргументация путана, спонтанна, содержит фактические и теоретические ошибки и уводит в сторону от предложенной темы;

  • рассуждения строятся на уровне обыденного сознания, «житейских», наивных примеров («моя подруга», «одна девушка» и т.д.), но без привлечения и раскрытия основных обществоведческих понятий, теоретических выводов, суждений.

      

     

    ПРИМЕРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ

     

 

1. Цитата

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».

                       (В.Г.Белинский)

2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность

Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые  черты.

Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления.

Агенты социализации.

Роль социального контроля в формировании личности.

5. Примеры

1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.

2. Факты существования детей – маугли.

 

 

 

 

 

 

 

1. Цитата

«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».

                              (М.Бакунин)

2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность

Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие свободы.

Границы свободы.

Свобода и ответственность.

Социальные гарантии свободы.

Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

5. Примеры

1.Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством,  не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей.

2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.

 

 

 

 

 

 

 

1. Цитата

«Культура есть неотвратимый путь человека и человечества».

                       (Н. Бердяев)

2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность

Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования.

Или: Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие культуры в широком и узком смысле слова.

Виды культуры: индивидуальная, коллективная.

Типология культур: народная, массовая, элитарная.

Проблема диалог культур.

Роль культуры в формировании личности индивида.

5. Примеры

1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру.

2. Проявление молодёжных субкультур (эмо, готы, панки).

3. Рок-опера «Юнона и Авось» - сочетание церковного песнопения, симфонической музыки с современной инструментальной музыкой.

 

  

 

 

 

Пример написания эссе.

 

Право

 

«Законы хороши, но их надобно ещё хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы». (Н.М.Карамзин).

 

 

 

 Высказывание Н.М.Карамзина обращено к проблеме надлежащего исполнения законов. Проблема, поднятая Карамзиным, очень актуальна в современном мире, так как речь идёт о качестве и действенности законов.

 

 Я согласна (согласен) с мнением автора, так как закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, то есть всенародным голосованием, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.  (Я согласна с мнением выдающегося русского историка и общественного деятеля Н.М. Карамзина и также считаю, что законы обязательны и едины для всех, но есть люди, которые не желают исполнять их либо пытаются найти в них какую-нибудь лазейку, подстроить их под себя, обойти их. Например, индивидуальный предприниматель пытается найти любые способы, чтобы скрыть свои доходы и платить как можно меньше налогов.) 

 

 Для того чтобы государство осуществляло в полном объёме свои функции, оно должно обладать суверенитетом, то есть быть независимым от различных внешних и внутренних факторов. А гарантией суверенитета является подчинение и надлежащее исполнение законов.

 

 Ненадлежащее исполнение законов не только гражданами, но и государством может привести к беззаконию и краху самого государства. К примеру,  неограниченная никакими законами власть вождя в тоталитарных государствах привела к массовому нарушению прав и свобод миллионов людей и, в конце концов, к гибели самого режима. (Законы –  это обязательные для исполнения и едины для всех правила.  Если люди будут хорошо и точно выполнять законы, само общество и жизнь в нём станут лучше, потому что уменьшится количество преступников, коррупционеров, сократится сектор теневой экономики в государстве.)

 

 Таким образом, от законов будет ток только при надлежащем их исполнении. ( И поэтому, повторяя сова автора, можно сказать, что законы хороши, просто надо их хорошо исполнять, чтобы жизнь людей стала лучше и счастливее.)

 

                         

 

 

 

          Социология

 

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

 

 

 

   Автор рассматривает проблему факторов, способствующих вертикальной восходящей мобильности человека в обществе. Главным социальным лифтом   Д. Трамп считает семью.  С мнением автора нельзя не согласиться. Все мы рождаемся и растём в разных условиях, которые зависят от социального статуса наших родителей. Эти условия могут быть «более благополучные» и «менее благополучные».

 

    Современное общество – это сложная система, структурным компонентом которой выступают страты, объединяющие определённые группы людей в зависимости от их социального статуса. Оно является открытой динамической системой, так как даёт людям возможность совершать перемещения из одной страты в другую. Но все ли члены общества, первоначально находящиеся на разных уровнях стратификации, имеют равный доступ к верхним слоям этой системы?

 

     Трамп считает, что дети, выросшие в семьях с высоким материальным достатком или высоким социальным статусом, имеют куда больше шансов на «место под солнцем», чем их сверстники из «обычных» семей. Действительность подтверждает его мысль.  Сегодня высокий материальный достаток определяет сосредоточение в руках таких важных ресурсов, как власть и связи, порождающих преимущественные возможности.  Именно они позволяют людям удовлетворять свои потребности.  Отличным примером может послужить российский шоу-бизнес: большинство знаменитых молодых певцов, ведущих, актёров имеют за спиной влиятельных родителей. Это и Ксения Собчак, дочь экс-мэра Санкт-Петербурга, и Тимур Юнусов, сын крупного московского бизнесмена, и многие другие.

 

     Но не стоит забывать о существовании в обществе других институтов, являющихся лифтами вертикальной мобильности. Самым главным из них является высшее образование. Оно позволяет людям из любых слоёв подняться вверх по социальной лестнице. Чтобы этот лифт открылся, достаточно обладать знаниями, ответственностью, волей, усердием. Это настоящее оружие в руках человека, осознающего, что всего в этой жизни ему придётся достигать самому. Примеров таких историй множество.  Но поистине вдохновляет биография экс-министра экономического развития и торговли России Германа Грефа. Выросший в семье немецких беженцев, он успешно окончил Омский государственный университет и, ничего не имея за плечами, начал свой нелёгкий карьерный путь. В итоге добился огромных высот и сейчас занимает пост председателя правления «Сбербанка».

 

   Итак, завершив рассуждение на тему этой бесконечно актуальной проблемы, я пришёл к выводу, что «рождение в «нужной» семье», безусловно, облегчает человеку путь к достижению многих целей. Но этот путь является  отнюдь не единственным. Самым быстрым – да, самым лёгким – наверное. Но не единственным.

 

 

 

Философия

 

« Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»

 

(Н.Готорн)

 

Высказывание Н.Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека.  Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

 

Американский писатель Н.Готорн в своём высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества.  С точкой зрения Н.Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Имея деньги, он получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности. Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества.  Нравственное сознание человека – отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам.  Данное высказывание можно подтвердить позицией известных людей.  О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Кармаль Томас, который утверждал, что «Наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека».   И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

 

Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатства. Так, брат  главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причислить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

 

Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор.  На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершённом из корыстных целей.  Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения наследства.

 

Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране как была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства её не «уничтожить».